Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Тифлис и русский авангард»
17.10.2015 - 25.10.2015

Тифлис и русский авангард


XXXIX Антикварный салон
К. Зданевич. Парижская композиция №2. 1914
И. Терентьев. Автопортрет с медальоном
Диплом
А. Осмеркин. Натюрморт с графином

В конце 1910-х годов еще одним центром новых футуристических экспериментов становится Тифлис. Именно здесь «заумная линия» русского футуризма  находит свое завершение. Это была кристаллизация  авангардных элементов футуризма и кульминационный пункт его эволюции. В этот период созданные произведения представляли собой синтез живописи и поэзии.

Галерея Элизиум показала коллекцию работы художников тифлисского авангарда, которые дают представление о масштабе этого движения и о художественном даровании каждого мастера, среди которых Кирилл Зданевич, Игорь Терентьев, Зигмунт Валишевский. А также произведения русских авангардистов 1910-х – начала 1930-х годов, внесших значительный вклад в создание Нового русского искусства: Г. Якулова, К. Рождественского, П. Кончаловского, А. Осмеркина, А. Лепорской, И. Машкова, Н. Кульбина, Н. Айзенберг и других.

В начале 1918 г. на художественной сцене появляется самая авангардная из существовавших футуристических группировок – «41°» (сорок один градус). В ее составе - А. Крученых, И. Зданевич, И. Терентьев – «иронический дуэт трех идиотов». Они выпускают печатные издания, устраивают публичные лекции и диспуты. Для одного из таких выступлений А. Крученых, художник К. Зданевич создал афишу. Афиша - своего рода визуализация, зрительная параллель и эквивалент поэтическим экспериментам Алексея Крученых. Плоскость листа превращается в совершенно особое пространство, созданное под воздействием какой-то титанической силы: ураган линий и шквал форм, как бы обрушиваются под тяжестью надписи – «А.КРУ-ЧЕНЫХ».

Валишевский, Зданевич, Терентьев - художники с ярко выраженной авторской стилистикой. Их пути тесно переплелись. Три друга, «три митрополита, три папы, три бабы, три зуба». Кирилла и Зигмунта связывали не только дружба, общность художественных идей, но и родственные узы. Сестра Валишевского - Валерия вышла замуж за К. Зданевича. В 1918 году художник Игорь Терентьев написал ее портрет - загадочный и ироничный. Она была импульсивной, артистической натурой, как и супруг, была одаренной рисовальщицей и увлекалась идеями футуристов. Все это без сомнения прочитывается в созданном мастером образе. Рядом с госпожой «синеблузницей» изображен ее «паж» - странное существо, напоминающее большого льва Н. Пиросмани. Он отнюдь не свиреп, он улыбчив. Это существо - своеобразный комментарий к портрету: вот женщина-сфинкс, попробуй разгадай!

Идея преодоления выражена во многих работах Зданевича. Графическая композиция «Город» отображает тесно спаянное из кирпичных стен, башен и домиков пространство, из которого словно вырастает и силится вырваться гигантская женщина - «оживающая» архитектура.

В 1910-20-е годы утверждается новый самостоятельный жанр графики - эскиз театрального костюма. Часто такой эскиз - всего лишь повод для создания эффектного красочного зрелища. Подобный «театр костюма» находим у З. Валишевского, примером могут стать работы «Туалет марионетки», «Акробатка», «Комедиантка», где гротесковые карлики, толстяки, маркизы, акробатки, марионетки, комедиантки включаются в вихрь карнавала.

В Москве и Петербурге для театральных постановок в это время работают Ф. Федоровских, Н. Кульбин, Н. Айзенберг, создавая авангардные, остро звучащие произведения.

Особое место в экспозиции занимает работа Г. Якулова «В цирке», которая в полной мере дает представление о живописно-пластической культуре и образном характере мышления художника, о методе симультанизма, или «одновременной совместноцветности». Впечатление театрализованного шоу производит палитра Якулова неожиданностью цветовых сочетаний, сложностью комбинированной техники, различием фактур в пределах единой живописной поверхности, не говоря уже об удивительной лучистости красок, словно светящихся изнутри. В этом отношении краски художника по силе насыщенности цвета и одновременно своей прозрачности выдерживают сравнения с витражами. Действительно, Якулов владел секретом, благодаря которому умел достигать необычайной звучности колорита и его особой светоносной силы.

Созвучна ей работа А. Волкова «Весна. Кетменщики», такая же яркая и звучная, передающая самобытность и характерные черты восточной жизни.

В экспозиции представлены произведения учеников Малевича, таких как Рождественский и Лепорская, которые сумели найти для себя новые композиционные приемы и цветовые решения. Они нашли универсальную пластическую форму, которая одновременно и современна и классична.

Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.
Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.
Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.
Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.
Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.
Открытие экспозиции «Тифлис и русский авангард», 2015 г.