В день своего рождения галерея «Элизиум» открывает очередную выставку — «Цветы и люди» (цветочный натюрморт в живописи и графике первого 30-летия ХХ века). Эта выставка еще один подарок нашим дорогим зрителям.
Как и люди, цветы рождаются, живут и уходят в назначенный срок. Их жизни тесно переплелись с людскими. Их много, как и людей. И как у людей, у них есть своя история (только короткая).
Благоухающий свежестью цветок, на котором еще не успели высохнуть капельки утренней росы — есть часть предметного мира, воплощенного художником в живописи. Этот особый жанр в изобразительном искусстве называется натюрмортом.
Мир натюрморта — это мир искусственной реальности, преображенной человеком. Чтобы попасть в натюрморт, цветы должны быть срезаны. С этого момента они зовутся букетом. Натюрморт -—это изображение вещей, созданных руками человека. Натюрморт — это мир малых величин, композиционно укрупненных; изображение, увиденное вблизи, рассмотренное в деталях. В натюрморте предметы вырваны из среды и предстают в соотношениях, являющихся результатом человеческой активности. Поэтому всякий натюрморт содержит в себе некое сообщение.
Язык цветочного натюрморта сложен, символика многозначна, а пестрый, жизнерадостный колорит заставляет иногда забывать основное переносное значение изображение цветка — vanitas, подсказанное скоротечностью его существования и словами Библии: «Трава засыхает, цвет увядает». Но реальность, изображенная в таком натюрморте, обладает повышенной степенью организации. Все элементы определенным образом размещены, разложены, расставлены. Момент компоновки, как правило, играет большую роль, так же как и степень точности их воспроизведения. Повествовательный момент сведен до минимума. И, наконец, натюрморт фигурирует как специфическое проявление художественного стиля в его исторической эволюции. Особый интерес к «цветочному» натюрморту пробуждается в 80-е годы XIX века (если не принимать во внимание развитие этого жанра в XVIII веке, которое было вызвано к жизни строительством дворцов и задачами их украшения).
И. Левитан создает в этюдной манере интимные, полные лиризма «натюрморты настроения» («Лесные фиалки и незабудки», 1889); И. Грабарь («Хризантемы», 1905) и М. Ларионов («Букет черемухи», 1909) размывают привычные границы жанра с помощью импрессионистической цветописи; К. Коровин средствами пленэрной живописи и фрагментарной композиции связывает отдельные предметы в органическое единство («Розы и фиалки», 1912); В. Борисов-Мусатов намечает новые тенденции монументализации предмета («Агава», 1897); предметный мир обретает символическое звучание в натюрмортах М. Врубеля («Белая азалия», 1886 — 1887); аналитический характер натюрморта мы наблюдаем в творчестве П. Кончаловского («Натюрморт с красными гладиолусами», 1915).
Натюрморту суждено было стать своеобразной лабораторией поисков нового живописного языка.
«Букетный» натюрморт начала ХХ века подтверждает, что он не менее благодатный жанр, чем все другие. Некоторые грани бытия воплощаются в нем наиболее остро, иначе, чем в произведениях другого жанра.
На выставке будут представлены более 40 работ из московских частных собраний.