Меню

Шевалдышева Софья Николаевна
Художник театра, живописец, график
Первые уроки рисования получила в частной студии живописи и рисунка у В. Н. Мешкова (1912–1916), а затем у П. И. Келина (1916–1919). В 1919–1926 училась на театральном факультете московского ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа у К. А. Коровина.
Во время учебы занималась оформлением юбилейных празднеств; к первой годовщине Октября украшала декоративными панно привокзальные площади столицы (1918), расписывала в Мытищах 2-й агитпоезд (1918), готовила детские театрализованные выступления на Красной площади.
В 1924 работала в Камерном театре (стажер), выполнила макет декораций к «Парикмахеру Тюрлепену» (не осуществлен). В период второй стажировки во МХАТе-2 создала эскизы костюмов и макет декораций к спектаклю «Бабы» (1927–1929) по пьесам К. Гольдони «Бабьи сплетни» и «Любопытные» (в спектакле не использованы). В этих ранних театральных работах заметно влияние А. А. Веснина и братьев Стенбергов.
Выполнила дипломную работу — макет декораций к опере Р. Вагнера «Риенци» (1926), отличавшийся выразительным «архитектурно-пространственным принципом решения декораций» (С. Н. Шевалдышева : Каталог выставки. М., 1970. С. 6), награждена за нее заграничной командировкой (В это время у художницы родился сын, поэтому поехать за границу она не смогла).
С 1929 по 1933 работала художником-постановщиком (в автобиографии: главным художником) театра «Синяя блуза». «Оформление, сделанное для подобного театра, должно быть лаконично, плакатно, выразительно и скупо. <…> Оформление должно обыгрываться целиком: лишние декоративные вещи и реквизит отсутствуют, но зато должно быть обращено внимание на красочную, хорошо сделанную бутафорию, которая своей четкой выразительностью дополнит как оформление, так и костюм актера». (С. Шевалдышева. Клубная сцена, 1930, № 4. С. 39)
В 1930-е сотрудничала с 1-м (Минск) и 2-м (Витебск) Государственными Белорусскими театрами, а также с передвижными театрами в Москве: Современным театром, Советским театром. В 1931 в Театре им. М. Н. Ермоловой оформила спектакль «Слоны идут» И. Штока (реж. Н. К. Свободин).
Член Московской ассоциации художников-декораторов (МАХД, 1928–1932), МОСХа (с 1932).
С 1935 по 1937 работала главным художником в Госцирке. «Специфика сценического материала, понимание конструкции костюма в сатирическом жанре отразилось в эскизах, выполненных с глубоким чувством юмора и фантазией. С большой выдумкой, например, была исполнена серия звучных по цвету костюмов к балетной пантомиме “Ночь перед рождеством” по Гоголю (1936) (С. Н. Шевалдышева : Каталог выставки. М., 1970. С. 9).
В 1930–50-е сотрудничала с Театром Народного творчества, Первым московским рабочим театром, Драматическим театром им. Н. Э. Баумана, Государственным центральным театром юного зрителя (Госцентюз) и другими московскими и провинциальными (в Калинине, Уфе, Астрахани, Сталинграде, Саратове и других городах) театрами.
Во время Великой Отечественной войны работала в Астрахани, где оформила несколько постановок в Театре юного зрителя, Астраханском областном драматическом театре, а также исполнила декорации к музыкальным спектаклям для оперного коллектива, созданного в эвакуации народной артисткой М. П. Максаковой.
В 1946–1957 работала главным художником Московского драматического театра. В 1951 оформила постановку «Канун грозы» П. Маляревского совместно с сыном, художником-архитектором И. А. Ефимовым.
В поздние годы жизни занималась живописью, писала пейзажи и натюрморты.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Участник выставок с 1919.
Персональные выставки прошли в 1958 и 1968 (обе — Москва).
Работы
- 1936
- Бумага, графитный карандаш, гуашь
- 43,0 × 30,9
- 1927
- Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш, гуашь
- 49,5 × 33