Меню
Закрыть меню
Бурлюк Давид Давидович

Бурлюк Давид Давидович

Живописец, график, поэт, художественный критик

Родился в семье Давида Федоровича Бурлюка, выходца из крестьян, служившего управляющим имения на юге России. Брат поэта Николая Бурлюка и художника Владимира Бурлюка. Первоначальное художественное образование получил под руководством матери, Людмилы Осиповны Михневич — художницы-любительницы.
В 1898–1902 (с перерывами) учился в Казанской художественной школе у К.-Г. Л. Мюфке и Г. П. Медведева, в 1899–1900 — в Одесском художественном училище у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского, А. А. Попова.
После неудачной попытки поступить в ИАХ уехал в Мюнхен. В 1902–1903 занимался в Королевской Академии художеств у В. Дица, в 1904 переехал в Париж, где продолжил образование в Школе Ф. Кормона.
В 1910 возобновил учебу в Одесском художественном училище для получения диплома. В 1911 поступил в МУЖВЗ, состоял в натурном классе у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова. В 1914 исключен из Училища вместе с В. В. Маяковским за пропаганду авангардистского искусства по время турне по 16 городам России.
Один из организаторов и участник выставок «Стефанос», (1907/1908), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), Салонов В. А. Издебского (1909–1911), «Союз молодежи» (1910–1911), «Бубновый валет» (1910–1911). Член Союза русских художников (1906–1907), Товарищества южнорусских художников (1906–1907), объединения «Треугольник» (1910). Экспонировал свои работы также на выставках «Золотое руно» (1909), «Московский салон» (1913), «Синий всадник» (1911–1912, Мюнхен) и «Буря» (1913, Берлин). Участвовал во многих футуристических изданиях — «Садок судей» (1910, 1913), «Требник троих», «Дохлая луна» (оба — 1913), «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц» (оба — 1914) и других. В декабре 1912 вместе с Маяковским и А. Е. Крученых выпустил манифест «Пощечина общественному вкусу». Один из основателей кубофутуристической группы «Гилея».В 1915 вместе с семьей переехал на Урал. В 1915–1917 создал ряд больших символических картин. В 1917 вернулся в Москву. Выступал с докладами в «Кафе поэтов». В апреле 1918 поехал к семье в Башкирию и вскоре оказался за линией Чехословацкого фронта. В 1918–1920 объездил с лекциями о современном искусстве Урал, Сибирь, Дальний Восток. Выпустил сборники стихов «Лысеющий хвост» и «Сибирь».
В 1920 выехал из Дальневосточной республики в Японию, в 1922 переехал в США и поселился в Нью-Йорке.
Вплоть до начала 1930-х произведения художника появлялись на выставках в Советском Союзе и выставках советского искусства за рубежом, в частности на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), выставке новейших течений в искусстве в Ленинграде (1927), выставке картин группы «13» в Москве (1931), выставке современного русского искусства в Филадельфии (1932) и других. Участвовал в международных выставках в Бруклинском музее (1923, 1927), художественных центрах Филадельфии (1926), Чикаго (1927). Провел ряд персональных выставок в галереях Нью-Йорка, Чикаго, Миннеаполиса, Кливленда, Сан-Франциско, Вашингтона. В 1940–1960-х сотрудничал с нью-йоркской галереей «Эй-си-эй».
Активно занимался также общественной деятельностью и литературой. В 1920–1930-х читал в рабочих клубах США лекции об СССР. Сотрудничал в американских и советских изданиях («Русский голос», «Новый мир»), где публиковал обзоры отечественных газет, статьи, фельетоны. Входил в литературные группы «Серп и молот» и «Джон Рид клуб». Выпустил несколько книг стихов и теоретическую работу «Энтелехизм», в которой провозгласил себя родоначальником пролетарской культуры и «первым большевиком в литературе». В 1930–1960-е вместе с женой издавал журнал «Цвет и рифма».
Бурлюк — один из лидеров русского художественного авангарда конца 1900-х — 1910-х годов, чья роль в искусстве и культуре этого времени не ограничивалась только лишь его собственным творчеством. Он занимался организацией выставок и диспутов, выступал как автор полемических статей, брошюр, листовок, манифестов, что дало основание В. В. Каменскому назвать его «отцом русского футуризма».
В раннем творчестве создавал произведения в импрессионистической манере. В 1910-е живопись и графика Бурлюка стали крайне условными и нарочито дисгармоничными. За рубежом писал портреты, натюрморты, пейзажи, городские сцены в манере, близкой примитиву, а также фантастические картины, в которых символика переплеталась с гротеском, — для них характерно сочетание грубого мазка с гладкой живописной поверхностью. В поздний период (1960-е) обратился к реалистической манере, выполнил в ней ряд пейзажей и портретов.
Произведения Бурлюка находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, музеях Метрополитен, Уитни в Нью-Йорке, Бруклинском, Бостонском художественных музеях и других.

Работы


  • Конец 1940 - 1950-е
  • Холст, масло
  • 76 × 106.5