Меню
Закрыть меню
Рабин Оскар Яковлевич

Рабин Оскар Яковлевич

Живописец, график

С 1942 на протяжении двух лет О. Рабин посещал студию, которой руководил Е. Л. Кропивницкий, ставший его первым наставником в искусстве. В 1945–1947 учился в Академии художеств в Риге; в 1947, не окончив курса, оставил Академию и окончательно переехал в Москву. В 1947–1949 учился в Художественном институте им. В. И. Сурикова, откуда был исключен за «формализм».
В 1950 Рабин женился на В. Е. Кропивницкой, дочери Е. Л. Кропивницкого и О. А. Потаповой, и переехал в подмосковное Лианозово. До 1958 работал грузчиком на железной дороге и мастером на стройке, а затем — на Комбинате декоративно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР. Был одним из наиболее активных членов Лианозовского кружка, проявив выдающиеся способности не только мастера, но и организатора «неофициального» искусства.
Участник выставок с 1957 (выставка произведений молодых художников к VI Всемирному фестивалю молодежи); последующие экспозиции долгое время были подпольными и полуподпольными).
За рубежом выставлялся с 1964: в галерее Гросвенор (Grosvenor Gallery) в Лондоне (1964, 1965); в США и Италии (1967); в ФРГ (1969); на выставке Nuove correnti a Mosca (Museo Belle Arti, Лугано, Швейцария, 1970); в галерее Дины Верни (Париж, Франция, 1973); на выставке Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ, 1974) и многих других.
Был одним из организаторов скандально знаменитой «Бульдозерной выставки» на пустыре в Беляево в 1974, а также последовавших за ней выставок «под открытым небом» в лесопарке Измайлово в том же году и выставок на ВДНХ в павильонах «Пчеловодство» и «Дом культуры» в 1975 году.Художник создал собственный стиль, нашел особый ключ к раскрытию образа России и своей боли за нее. Этот ключ — бытовая символика, предметы обихода повседневной жизни, окружающей действительности… «Сюжеты он берет из окружающей жизни, точнее — пользуется ею как материалом. Живя более десяти лет в бараке — он писал бараки. Переехав в новый дом — он пишет новые дома. Он переосмысливает реальность, она получает у него сугубо индивидуальную окраску. Лицо художника проглядывает за каждым предметом, внесенным в композицию полотна. Определенный набор их, почти не меняясь, переходит из картины в картину. Здания, храмы, бутылки, рыбы, кошки, кресты, иконы, рекламы. Реже цветы, самовары, чайники, дорожные знаки…» (Л. Кропивницкий. 1965).
Беря тот или иной предмет, Рабин превращает его в предмет-символ, придавая ему второй смысл, вторую функцию, дополнительную к основной, обыденной…
«…В живописи я прежде всего испытываю наслаждение от самого процесса смешивания и нанесения красок, наслаждаюсь их блеском и тусклостью, тонкими и толстыми мазками, их запахом. Но затем мне хочется выразить печаль, счастье, ненависть, гнев, любовь, мысли о жизни и о людях. Мне хочется взять в плен жизнь и передать через мои собственные чувства.
Чтобы достичь этого, я использую в качестве символов обычные предметы, которые окружают меня. Их значение в живописи иное, чем в реальной жизни. Это могут быть дома, скрипки, деньги, фотографии, газеты, цветы, белье на веревке, ночные окна, иконы, бутылки с водкой, селедка и многие другие предметы. Выбор их в каждом отдельном случае зависит от моего настроения и от того, что окружает меня, от того, что я вижу и слышу» (Из интервью с О. Рабиным, 1971).
В 1978 Рабин был лишен советского гражданства, уехал во Францию и поселился в Париже.
Персональные выставки Рабина проходили в Лондоне (1965, 1977), Вене (1983), Париже (1984), Джерси-Сити, США (1984), Москве (1991), Санкт-Петербурге (1993) и в других городах мира.
Работы мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее (Москва); Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также в зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях.

Работы


  • 1979
  • Оргалит, масло
  • 43 × 55

  • 1973
  • Холст, масло
  • 70,4 × 90

  • 1981
  • Холст, масло
  • 60 × 73