Меню
Воробьёва-Cтебельская Мария Брониславовна
Живописец, график, скульптор.
Дочь актрисы Марии Воробьевой, в двухлетнем возрасте была удочерена польским дворянином Брониславом Стебельским. Детство провела в Тифлисе, училась в тифлисской школе изящных искусств. В 1910 приехала в Москву и поступила в Строгановское художественно-промышленное училище. В 1912 совершила путешествие в Рим, затем полгода жила на острове Капри у Максима Горького, предложившего молодой художнице подписывать свои работы псевдонимом Марья Маревна. Позже поселилась в Париже. Познакомилась с И. Г. Эренбургом, М. А. Волошиным, а также со многими представителями парижской художественной жизни: М. Шагалом, Ж. Браком, А. Модильяни, Ж. Кокто, Ф. Леже, А. Матиссом, П. Пикассо, Х. Сутиным и другими. С 1913 экспонировала свои работы в Салоне Независимых. Посещала Русскую Академию М. В. Васильевой и академию Ф. Коларосси. Затем, с 1915, — мастерскую Д. Риверы. В 1917 вышла замуж за Риверу и прожила с ним вплоть до его отъезда в Мексику в 1921 (их дочь Марика, родившаяся в 1919, стала впоследствии известной мексиканской актрисой). Под влиянием Риверы, находившегося в зените своей славы, Маревна обратилась к кубизму. Ее работы середины 1910-х отмечены декоративизмом и интенсивной эмоциональностью. Пристрастие к кубистическим формам и выраженной геометрической линии она сохранила на протяжении всей творческой жизни, сочетая в стилистике поздних работ элементы кубизма и пуантилизма. В пуантилизме художница видела близость к византийским мозаикам, фрескам и коврам, виденным ею в детстве на Кавказе. С 1921 Маревна сотрудничала с домами мод, занималась изготовлением расписных шалей и ручным ткачеством. В 1936 переехала на юг Франции, в Канны. С 1948 жила с дочерью в Лондоне, в собственном доме в районе Иллинг.
Маревне принадлежат две книги мемуаров: «Жизнь в двух мирах» (первое издание — 1962, Лондон; первое издание в России — 1990, Москва) и «Моя жизнь с художниками “Улья”» (в 1974 издана в Нью-Йорке, в 2005 — в Москве). Прижизненные персональные выставки проходили в 1929, 1936, 1942, 1953 в Париже, 1970 — в Женеве, 1952, 1977 — в Лондоне. В 1968 экспонировала свои работы на обширной выставке неоимпрессионизма в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма. Участвовала в коллективных выставках в Музее Пти-Пале в Женеве, галерее Тейт в Ливерпуле. В 1985 в парижском музее Бурделя состоялась выставка «Маревна и Монпарнас». Лишь спустя двадцать лет после смерти Маревны, в 2004 была организована первая персональная ретроспектива ее работ в России (Государственная Третьяковская галерея), в значительной степени заново «открывшая» творчество художницы.
Наиболее крупное собрание произведений Маревны находится в Музее Пти-Пале. Ее работы также представлены в собрании Музея Монпарнаса в Париже и в частных коллекциях.
Маревне принадлежат две книги мемуаров: «Жизнь в двух мирах» (первое издание — 1962, Лондон; первое издание в России — 1990, Москва) и «Моя жизнь с художниками “Улья”» (в 1974 издана в Нью-Йорке, в 2005 — в Москве). Прижизненные персональные выставки проходили в 1929, 1936, 1942, 1953 в Париже, 1970 — в Женеве, 1952, 1977 — в Лондоне. В 1968 экспонировала свои работы на обширной выставке неоимпрессионизма в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма. Участвовала в коллективных выставках в Музее Пти-Пале в Женеве, галерее Тейт в Ливерпуле. В 1985 в парижском музее Бурделя состоялась выставка «Маревна и Монпарнас». Лишь спустя двадцать лет после смерти Маревны, в 2004 была организована первая персональная ретроспектива ее работ в России (Государственная Третьяковская галерея), в значительной степени заново «открывшая» творчество художницы.
Наиболее крупное собрание произведений Маревны находится в Музее Пти-Пале. Ее работы также представлены в собрании Музея Монпарнаса в Париже и в частных коллекциях.