Меню
Азбучная истина
Издание приурочено к выставке с одноименным названием, которая прошла в галерее Элизиум. «Азбучная истина» — это азбуки, буквицы и инициалы, созданные лучшими русскими художниками в первой половине ХХ века.
Самые ранние работы, которые опубликованы в каталоге относятся к 1904 году. Это авторские листы из знаменитой и чрезвычайно изысканной «Азбуки в картинах» Александра Бенуа. Рядом с ними — потешные карикатуры, созданные Мстиславом Добужинским. Каждая из этих работ тоже посвящена отдельной букве, однако этот алфавит был вовсе не малым детям адресован. «„Азбука“ Добужинского создана для своих собственных коллег. Она так и называется — „Азбука ‘Мира искусства’“, и на каждую букву подобран персонаж, который входил в объединение „Мир искусства“ и который представлен в виде такой забавной карикатуры. Причем сам Добужинский себя изобразил, как Святого Себастьяна, пронзенного стрелами, то есть он уже заранее знал, что на него коллеги будут, ну, может быть, не обижены, но, в общем, будут злиться, сердиться за такие резкие карикатуры» (Юлия Виноградова, искусствовед галереи «Элизиум»). Например, Александр Бенуа представлен под литерой «А» — он первый, и как основатель «Мира искусства», и первый, как художник.
Каждая эпоха оставляла на азбуках свой след, причем, не только художественного порядка. «„Азбука“ Черемныха — она такая совершенно советская азбука, называется „Антирелигиозной“ и на каждую букву алфавита там такие очень действительно антирелигиозные, жесткие и абсолютно взрослые стихи и, соответственно, очень жесткие политические картинки» (Юлия Виноградова, искусствовед галереи «Элизиум»). Эта азбука скорее похожа на политические плакаты, и яркий образец ее — стихотворный текст: «жреца жало жертву ждало». Понятное дело, таким образом представлена буква «Ж».
В издании можно найти курчавые буквицы Татьяны Мавриной стилизованы под древнерусские, а разглядывая азбуку Василия Ватагина под названием «Буквы и звери», многие вспоминают свое детство. Если и не эта, так другая книжка с иллюстрациями известного анималиста обязательно была у каждого советского ребенка.
В издание вошли статьи:
Ю. А. Молок «Азбука в картинах Александра Бенуа»,
В. Ю. Блинов «Детская книга»,
В. М. Хлебникова «Графическая азбука Петра Митурича»,
Л. С. Петрушевская «Приключение буквы `А`»