Меню

Лев Федорович Жегин
Лев Федорович Жегин (1892 — 1969) Художественное призвание Л. Жегина было как бы продолжением семейной традиции — он родился и рос в семье известного архитектора Ф. О. Шехтеля (когда родители расстались, художник взял фамилию матери). Большая часть представленных в экспозиции работ («Ряды», «Отец, мать и сын», «Разговор») создана в конце 1910-х — начале 1920-х гг., и впервые была показана на выставках художественного объединения «Маковец» (1922 — 1925). В этот период для Жегина каждое художественное произведение является лишь шагом к постижению высшего смысла, заложенного в явлениях окружающего мира, фрагментом огромной фрески, отражающей гармонию и целесообразность мироздания. Своеобразным пластическим воплощением этой идеи стал графический цикл «Ряды», куда Жегин включает предстоящих Христу и Богоматери фигуры Ф. Достоевского, Н. Бердяева, художника с палитрой в руках. Иногда он обращается непосредственно к евангельскому сюжету: «Преображение», «Снятие с креста». В конце 1920-х гг. Жегин обретает способность видеть прекрасное в предметах и явлениях, непосредственно отражающих его. Он создает памятные портреты В. Чекрыгина, композицию «В классах Училища», серию иллюстраций по мотивам произведений Ф. Достоевского, А. Пушкина и индийского эпоса. Тихое искусство Жегина, существует, кажется, не в контексте трагической эпохи революции, двух войн, но вопреки нему, как пример внутренней целостности и верности вечным человеческим ценностям. Он преподает во ВХУТЕМАСе, вместе с группой своих учеников организует общество «Путь живописи». После гибели В. Чекрыгина Жегин составляет его творческую биографию и опись его работ; занимается делами Н. Гончаровой и М. Ларионова, организует пересылку их картин и книг в Париж, ведет переговоры о покупке работ художников Третьяковской галереей. Он водит утомительные экскурсии, помогает оформить экспозиции Исторического музея и музея Останкино. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. Жегин, словно отдавая долг ушедшим, пишет целый ряд воспоминаний о П. Флоренском, В. Чекрыгине, Матвееве, П. Бромирском. Когда-то в 1920-х гг. Жегин писал об ответственности художника за гармонию в мире и о невозможности ее постижения и воплощения без постоянного внутреннего самоусовершенствования. Это высказывание, казавшееся романтической декларацией юности, оказалось применимо к жизни и творчеству человека и художника.