Меню
Ольга Амосова-Бунак
Издание посвящено художнику Ольге Федоровне Амосовой-Бунак (1888 — 1965), чье творчество принадлежит к петербургскому неоклассическому направлению и было тесно связано с традициями «Мира искусства», и также не избежало воздействия левых течений.
Судьба не благоволила к Ольге Амосовой-Бунак, ее творческое наследие оказалось рассеянным, большинство живописных и графических работ, по-видимому, погибло вскоре после революции и в более поздние времена, в музеи попали лишь единичные произведения. Исключение составляют, пожалуй, только театральные работы художницы, достаточно репрезентативно представленные в коллекции Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина. Однако даже беглое знакомство с ее работами убеждает в том, что Ольга Амосова была яркой, незаурядной личностью и обладала неповторимым художественным почерком. Амосова всегда умела отобрать в искусстве то, что близко складу ее дарования, трансформируя внешние влияния в собственном ключе. Поэтому собрать работы художника и опубликовать их в одной книге было одной из задач галереи. Учитывая, что книг по творчеству художника фактически нет. Это одно из немногих изданий, которое приоткрывает тайну творчества мастера.
1915 год открывает важный этап в творчестве Амосовой. Она устраивает свою первую и, как оказалось, единственную персональную выставку в залах Камероновой галереи в Царском селе. Там экспонировалось 260 произведений. Выставка вызвала благожелательные отклики в петербургской прессе. В этом же году она начинает активно сотрудничать с театрами. В Петрограде она работала в качестве театрального декоратора с К. А. Марджановым, И. М. Лапицким и Н. Н. Евреиновым. Переехав в 1918 году в Москву, Амосова продолжает интенсивно работать как художник-оформитель. В начале 1920-х годов она участвует в оформлении постановок К. А. Марджанова, А. Б. Велижева и других режиссеров. Наиболее интересны ее эскизы к спектаклю «Газ» по знаменитой пьесе драматурга-экспрессиониста Г. Кайзера, а также к постановкам «Не сошлись характерами», «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского, «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» В. Шекспира и «Любовь — книга золотая» А. Толстого. В театральных работах 1920-х годов Амосова идет от мирискуснической стилистики к решению театрального пространства в кубофутуристическом духе. Наиболее последовательно принципы конструктивистской декорации проведены ею в таких работах, как «Не сошлись характерами», «Гамлет» и в особенности — «Газ», где лаконизм конструктивного решения и яркий цветовой акцент создают целостный современный образ.
Особый интерес представляет серия картин, созданных Амосовой по материалам экспедиции в Танну-Тувинскую республику (1926). Это цикл больших живописных полотен: пейзажей и тематических картин, посвященных местным обычаям и верованиям. Художница явно не ограничивалась целью дать этнографически точную фиксацию быта и нравов тувинцев. Она изображает экспрессивный и пугающий ритуальный танец предающихся медитации молчаливых старцев, поселения с юртами на самом краю земли. В этих произведениях Амосова стремится придать теме масштабное звучание, создать монументальную картину, основанную на знании законов большой формы.
В каталоге представлена статья Т. Михиенко, научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи, о творчестве Амосовой-Бунак, хроника событий жизни художника. Так как помимо изобразительного искусства, Амосова на протяжении почти всей жизни занималась литературным творчеством, то в каталоге опубликован фрагмент воспоминаний мастера.
В каталог выставки включено более 170 произведений, в том числе 31 работа из Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина. Учитывая тот факт, что первая и единственная персональная выставка художницы состоялась в 1915 году в Царском селе, выставка в галерее элизиум (2008) — это дань памяти талантливой художницы, а каталог и возможность оценить ее произведения и понять ее роль в истории искусства.