Меню
Закрыть меню

ОСТ. Графика Общества станковистов

ОСТ. Графика Общества станковистов, 1925-1932 : каталог выставки / составители каталога: Михиенко, М. Молчанова. - Москва : Галерея Элизиум, cop. 2009. - 315, [2] с. : ил., портр., цв. ил., портр., факс.; 26 см
Прошедшую в 2009 году в галерее Элизиум выставку «ОСТ. Графика Общества станковистов» сопровождал богато иллюстрированный каталог, содержащий биографии 39 художников, которые были членами и экспонентами ОСТа и отколовшейся от него в 1931 году «Изо-бригады». В биографиях подробно освещен остовский период каждого из художников, уточнены многие факты их творческого пути, ряд ценных сведений публикуется впервые. Это тем более инте-ресно, что в ОСТе состояли не только прославленные мастера (Д. П. Штеренберг, Ю. П. Анненков, А. А. Дейнека, П. В. Вильямс, Ю. И. Пименов, А. А, Лабас и др.), но и художники, чьи имена до сих по еще aхорошо известны широкому зрителю (Г. С. Берендгоф, М. Е. Горшман, М. В. Доброковский, Б. П. Булгаков, В. А. Васильев, И. В. Ивановский, М. С. Гранавцева и др.). Помимо экспонатов каталог выставки включает в себя более 100 иллюстраций, помогающих уяснить основные тенденции развития графического творчества остовцев. Это и книжная графика художников ОСТа, и воспроизведения их работ в периодической печати1920-1930-х годов. Некоторые из опубликованных в каталоге материалов, в том числе и иллюстративных, могут послужить исходным пунктом для дальнейших искусствоведческих исследований. Выставочные акции остовцев вызывали активные отклики и бурную полемику в прессе конца 1920-х-начала 1930-х годов. Выдержки из художественной критики тех лет, включенные в каталог и проиллюстрированные документальными журнальными фотографиями, обладая ценностью первоисточника, отражает бурную, сложную и противоречивую художественную жизнь своего времени, дают возможность почувствовать дыхание эпохи, накал художественной борьбы, разноголосицу мнений. Каталог также включает в себя хронику событий художественной жизни Москвы 1922-1932 годов, связанных с деятельностью Общества. Как известно, ОСТ родился в недрах Вхутемаса, в его учебных мастерских и в Музее живописной культуры Среди учредителей общества были как молодые художники — П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, А. А. Лабас, Ю. И. Пименов и др., так и уже сложившиеся мастера — Ю. П. Анненков и Д. П. Штеренберг. Основной в ОСТе была стилистика, соединявшая строгую, близкую конструктивизму форму с элементами, ведущими свое происхождение от модерна, с добавкой впечатлений от немецкого экспрессионизма, что же касается многочисленных театральных работ остовцев, то в них также весьма четко прослеживается близость к конструктивизму. Программой ОСТа было изображение современности современными средствами. Этой цели соответствовали основные выразительные приемы. В рисунках в энергичной монтажной манере с контрастами черного и белого, острыми силуэтами форм и цветовых пятен, с динамичными, диагональными композициями и резкими ракурсами с пафосом воплощались сцены труда, спорта, политических праздников и с не меньшим напором сатирически отображались сцены уродливого быта.