Меню
В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917-1932
Издание посвящено интересному и малоизученному явлению в истории театрально-декорационного искусства первой трети ХХ века — московской «малой сцене». В каталоге раскрыт образ московской малой сцены во всем многообразии стилевых тенденций и творческих индивидуальностей. Особого внимания заслуживает «Хроника московской малой сцены 1917–1932», созданная на основе архивных документов. Впервые составлен список театров московской малой сцены, систематизирован большой массив сведений о богатой и разнообразной творческой деятельности художников малой сцены.
В текст включено около 200 иллюстраций (в том числе уникальные документы из семейных архивов): это и театрально-декорационные работы, репродуцированные в периодике 1920–30-х годов, и редкие фотографии сцен из спектаклей, и афиши, и театральные программы, и фотографии театральных деятелей послереволюционных десятилетий, и даже шаржи на них. Выдержки из художественной критики тех лет обладают ценностью первоисточника и отражают бурную и противоречивую театральную жизнь своего времени, давая возможность почувствовать дыхание эпохи. Некоторые из опубликованных в каталоге материалов, в том числе и иллюстративных, могут послужить исходным пунктом для дальнейших искусствоведческих исследований.
Рассматриваемый период — 1917–1932 — недолгое послереволюционное время, когда театр с энтузиазмом принял на себя особую роль своеобразной «трибуны», с которой провозглашались идеи нового мира. Это было время интенсивных творческих поисков и экспериментов, приведших к обновлению художественного языка театра. Малая сцена, более открытая и восприимчивая к стилистическому разнообразию почерков режиссеров и художников, стала своего рода лабораторией чисто формальных поисков.
Одной из особенностей проекта является возвращение в историю искусства имен художников, работавших на малых театральных площадках, чья деятельность сыграла важную роль в становлении и развитии «концептуального авангардного театра». Круг этих авторов, конечно, много шире тех двадцати четырех персон, эскизы которых оказались включенными в экспозицию, и составляет более двухсот имен. Среди них есть известные мастера, в исследования о которых авторскому коллективу галереи удалось вписать новые иллюстрированные страницы. А есть и те, для которых проект «В авангарде времени...» — огромный, но первый шаг на пути возвращения не только творчества, но и самих имен из полного забвения.
Многие произведения, представленные в каталоге, опубликованы впервые за последние пятьдесят и даже более лет; среди них работы таких художников, как А. А. Талдыкин, Н. В. Анзимирова, Н. Н. Сосунов, Р. В. Распопов, А. К. Буров из музейных запасников ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. В каталог вошли статья М. Липатовой, научного сотрудника ГЦТМ им. Бахрушина и В. Нечаева, директора центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ в соавторстве с О. Олюниной, раскрывающие феномен «малой сцены».
Работы опубликованы в каталоге предоставляли: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Российский национальный музей музыки, РГАЛИ, музей Московского художественного академического театра, Государственный академический Малый театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Московский академический театр сатиры, Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, а также семьи (наследники) художников и частные московские коллекционеры.
2019 — Диплом Российской академии художеств за научно-исследовательскую книгу «В авангарде времени. Малая сцена. Москва. 1917-1932»