Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Артур Фонвизин. Зримое отсутствие»
10.11.1998 - 10.01.1999

Артур Фонвизин. Зримое отсутствие


Из собрания семьи художника
А. Фонвизин. Две сестры
А. Фонвизин.  Цирк Труцци

Галерея «Элизиум» (издательский дом КомпьютерПресс) представляет творчество уникального художника Артура Владимирович Фонвизина (1882-1973). Художник являлся экспонентом не только объединений «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (1910), «Мир искусства» (1913), «Маковец» (1922,1924), «4 искусства» (1925) , но и имел персональные выставки в военные и послевоенные годы (1940, 1944, 1947 и др.).

На выставке в галерее «Элизиум» будет представлено более 100 работ разных лет (1910-е — 60-е гг.) из московских частных собраний. Практически впервые зритель увидит ранние работы маслом (период сотрудничества с «Голубой розой») и рисунки карандашом 1910-х — 20-х годов. Популярная серия работ «Цирк» представлена малоизвестными акварелями периода 1940-х — 50-х годов. Особый интерес представляют поздние пейзажи художника, написанные с натуры в 60-е годы.

Обладая редким даром, художник сохранил в себе почти детское открытое, ясное восприятие мира. Ощущение жизни как чего-то удивительно прекрасного, как радости — одно из первейших качеств и достоинств искусства Фонвизина. Его творческий процесс выливается в наслаждение красотой цвета, облака, человеческого лица.

Он много работал, накапливал, попадал под влияние других художников, причем на весьма длительное время, и, освобождаясь от всего наносного, упорно искал тропинку к самому себе, к своим детским впечатлениям.

«Прорыв» художника к самому себе произошел в конце 20-х — начале 30-х годов. Он обращается к технике акварели, утверждая в ней свой неповторимый фонвизинский стиль. Настроение в его произведениях передает цвет, он окрашивает их налетом лирической грусти, неожиданной радости, добродушной иронии. Его акварели воспринимаются как «импровизация в стихах» — так определял акварель Р. Р. Фальк.

Излюбленная тема Фонвизина — цирк. Цирк — как яркое праздничное видение. Образ балерины-наездницы проходит через всю цирковую серию акварелей (1930-70-е гг.). Эти работы сами становятся «музыкой для глаз».

Одна из вершин творчества Фонвизина — портреты деятелей искусства (1930-40-е гг.) и его пейзажи.

Пейзажи художника — тонкие цветовые характеристики эмоционального состояния природы в различные часы дня. Здесь заложены размышления художника о вечности жизни и кратковременности человеческого бытия.

Помимо акварелей, Фонвизин занимался книжной иллюстрацией, замечательно иллюстрировал Гофмана и Андерсена.

По своей природе искусство А. В. Фонвизина исполнено оптимизма, он работал, любуясь мотивом или предметом, умел видеть во всем прекрасное и всю жизнь оставался рыцарем красоты, служившим ей верой и правдой.

Издания

Артур Владимирович Фонвизин (1882–1973). Зримое отсутствие. Каталог выставки / Сост. С.А. Фонвизин. М.: Элизиум: КомпьютерПресс, 1998. [72] с., ил....