Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «СЕМЬЯ БЕНУА»
14.10.1998 - 14.11.1998

СЕМЬЯ БЕНУА


Выставка «Семья Бенуа» в галерее «Элизиум» (издательский дом Компьютер Пресс) — часть всероссийской акции в рамках необъявленного фестиваля «Мир искусства», посвященного 100-летию выхода первого номера одноименного журнала (16 октября 1898 года). (В мае 1998 года состоялась выставка «Мир искусства» в Музее личных коллекций, экспозиция графики «Мир искусства» в Государственной Третьяковской галерее — осень 1998, «Мир искусства и театр» в Музее Бахрушина — 1999 год).

«Элизиум» — единственная антикварная галерея, занимающаяся некоммерческой выставочной деятельностью и установившая для себя временные и тематические рамки собирательства — первое тридцатилетие ХХ века в России. В контексте этой программы мы предлагаем зрителям ознакомиться с произведениями членов семьи Бенуа, семейный «клан» которых хорошо известен в истории русской культуры с середины Х1Х века.

Составу данной выставки мы обязаны в значительной мере инициативе и щедрости отдельных музеев (музей семьи Бенуа в Петергофе, Государственный архитектурный музей им. А. В. Щусева) и коллекционеров (В. Дудаков, М. Кашуро, А. Стычкин, С. Лансере, М. Каменский, Ю. Игнатьев, В. Андреев, М. Рац, Б. Молчанов и другие). Цель — естественное желание расширить художественный кругозор зрителей и обратить внимание специалистов на ряд малоизвестных произведений членов семьи Бенуа. Если у кого-нибудь возникло бы желание создать «семейный портрет» рода Бенуа, то на поверхности холста непременно проявятся все жанры и все пути искусства последних полутора столетии.

Центром композиции должен быть Николай Леонтьевич Бенуа (1813 — 1898), сын придворного повара императора Павла I и фрейлины императрицы Марии Федоровны. Он женился на дочери архитектора Альберта Катариновича Кавоса, который помогал России в сооружении Александринского театра, перестраивал Большой театр в Петербурге, Михайловский, Александровский театры, восстанавливал после пожара фасады и интерьер Большого театра в Москве. Н. Л. Бенуа — родоначальник блестящей плеяды архитекторов, художников, искусствоведов. Академик архитектуры, профессор Академии Художеств, председатель Петербургского общества архитекторов. Александр Николаевич Бенуа (1870 — 1960), значение которого в русской и мировой культуре до сих пор не подведены окончательные итоги, на протяжении всей своей долгой жизни не умел ограничить себя каким-либо одним видом творчества. Он был влюблен в искусство вообще. Организатор и идейный вдохновитель общества «Мир искусства», художник, театральный деятель, художественный критик и искусствовед. Альберт Николаевич (1852 — 1936) и Леонтий Николаевич (1856 — 1928) Бенуа по примеру отца стали архитекторами, но творческая биография первого сложилась таким образом, что славу его составили виртуозно и мастерски выполненные акварели. Он возглавлял «Общество русских акварелистов», вел акварельный класс в Академии Художеств. Леонтий Бенуа — наиболее видный продолжатель традиции русского эклектизма к. ХIХ — нач. ХХ вв. По его проектам в Петербурге построены Придворная певческая капелла, типография «Печатный двор», выставочный корпус музея Александра III, именуемая теперь корпусом Бенуа и другие здания. Дети Александра Николаевича — Анна, Елена и Николай продолжили художественные традиции своей семьи. Художница Анна Бенуа — Черкесова (1895 — 1984), жена художника Ю. Ю. Черкесова. Училась у отца, А. Е. Яковлева и К. C. Петрова — Водкина. С 1925 г. жила в Париже. Была секретарем Александра Николаевича, хранила его архив. Елена Александровна Бенуа — Клеман (1898 — 1972) прекрасно реализовала свои художественные интересы в различных жанрах: натюрморте, портретах, витражах церкви в Розенбрюке, включая помощь отцу в его художественно-постановочной деятельности. Николай Александрович (1901 — 1988), еще будучи студентом Академии Художеств, помогал А. Н. Бенуа выполнять декорации для Мариинского театра, затем самостоятельно оформлял спектакли в Большом драматическом театре, Театре музыкальной комедии. После 1934 г. работал в театрах Парижа, Лондона, Берлина, а с 1936 г. стал главным художником и директором постановочной части Ла Скала. Дети Е. Н. Бенуа (1850 — 1933) и скульптора Е. А. Лансере (1848 — 1886) — Евгений, Зинаида, Николай жили и воспитывались в доме деда — Н. Л. Бенуа. Их личные судьбы, в разной мере счастливые и трагичные имеют общую согласительную черту — счастье в творчестве. З. Е. Серебрякова (1884 — 1967) — одна из наиболее популярных русских художниц, первый успех которой принес автопортрет «За туалетом», выделяется самостоятельным почерком, стилем, кругом интересов. Учеба и практика Н. Е. Лансере (1879 — 1942) теснее связана с архитектурным кланом Бенуа — учился у Л. Н. Бенуа, архитектурные проекты выполнял совместно с А. И. Таманяном, участвовал в создании Музея старого Петербурга, одним из основателей которого был А. Н. Бенуа. Е. Е. Лансере (1875 — 1946) — член общества «Мир искусства», известный живописец, иллюстратор книг и театральный художник. Также был архитектором правнук Н. Л. Бенуа (внук его сына Михаила Николаевича). Михаил Константинович Бенуа (1912 — 1955). В 1938 г. он окончил архитектурный факультет Института им. Репина Академии Художеств СССР. Он осуществил ряд архитектурных проектов, участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах, занимался рисованием. К ветви архитектора Леонтия Николаевича, генеалогического древа семьи Бенуа, относится его дочь Надя Бенуа (1895 — 1975) — блестящий художник и книжный график, ее сын Питер Устинов (р. 1921) — актер, драматург, писатель и режиссер, ее внук скульптор Игорь Устинов (р.1956), автор скульптуры Приза «Бенуа де ля данс».

Галерея «Элизиум» уверена, что зрители, которые на протяжении месяца могут видеть произведения художников Бенуа, будут объединены общей любовью к прекрасному.

Издания

Семья Бенуа. Каталог выставки / Сост. Ю.М. Лоев, М.А. Боксер. К.А. Велиховская. М.: Элизиум: КомпьютерПресс, 1998. 71 с. : цв. ил....