В октябре 2002 года галерея «Элизиум» отмечает пятилетие своей работы. Кроме коммерческой деятельности, лучше всего у нас получались выставки. Во всех случаях мы пытались внести в события элемент представления, игры. А что такое представление, если не театр?! И наоборот!
Вот и сегодня галерея представляет очередную историю о замечательном театральном художнике В. М. Ходасевич. За свою творческую жизнь она создала более 150 спектаклей, на нашей выставке представлены более 30-ти (последняя выставка творчества В. Ходасевич прошла в 1979 году). Подобно пифиям, художникам дано право предощущений. С их помощью мы вслушиваемся в ритмы судьбы. А творческая судьба В. Ходасевич — благородная симфония этих ритмов. Она как магнит притягивала к себе самых интересных и одаренных современников. Среди ее знакомых были А. Толстой и В. Маяковский, Н. Гончарова и М. Ларионов, В. Татлин и В. Бурлюк, С. Радлов и В. Мейерхольд. И, конечно, друг и почитатель ее таланта М. Горький.
Она много училась за границей, набираясь впечатлений в Германии, Италии, Франции. 1916 год стал переломным в творчестве Ходасевич. Все началось со знакомства с С. Маковским, который пригласил художницу на вечер в редакцию журнала «Аполлон». Он неожиданно предложил ей поработать в театре. В 1918 г. она принимает предложение стать художником спектакля по пьесе Н. Гумилева «Древо превращений». После премьеры публика аплодировала юной художнице. В 1919 г. театр Народной комедии (худ. рук. С. Радлов) стал ее вторым домом. За два неполных года было выпущено 14 постановок: «Султан и черт», «Приемыш», «Версальские благодетели», «Г-н де Пурсоньяк». Новаторский стиль театра давал огромное поле для экспериментов с костюмами, гримом, обустройством сцены. Несколько раз приходил на спектакли А. М. Горький. По просьбе С. Э. Радлова он написал скетч «Работяга Словотеков», который оформляла тоже В. Ходасевич.
В конце 1921 г. В. Ходасевич работает над эскизами к спектаклю «Архангел Михаил» в 1-й студии МХТ. Это ее первая постановка в Москве, первая и последняя с Е. Вахтанговым. В 1921 г. в Петрограде В. М. Козинцевым и Л. С. Траубергом было организовано общество «Фабрика эксцентризма», где она оформила «Обращение капитана Брасбауна» Б. Шоу. А на следующий год, у С. Радлова в «Музыкальной комедии», она делает эскизы костюмов к спектаклю «Девушка-сыщик», где знакомится с молодым Л. Утесовым. К концу 1924 г. она получает приглашение от римского театра Пиранделло на оформление трагедии «Лукреция» на стихи Кавиккиоли, вслед за этим — приглашение из Милана. Театр Татьяны Павловой ставит «Псишу» Ю. Беляева. Возвращение в 1927 г. в Россию приносит неожиданные творческие удачи: «Риголетто» Дж. Верди, «Отелло» в театре Драмы, «Холопка» Н. Стрельникова в театре «Музыкальная комедия».
После трагической гибели В. Маяковского, В. Ходасевич потребовалась обстановка полной занятости, чтобы заглушить боль утраты. С 1932 по 1936 г. она работает в ГАТОБе главным художником, где оформляет «Золотой век», балет на музыку Д. Шостаковича, 1934 г. — балет Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Закончив работу 22 июня в три часа утра, над макетом декорации «Евгений Онегин», она узнает о начале войны. В октябре 1941 г. Ходасевич получает вызов в Ташкент и приходит на службу в Русский оперный театр. После войны, в 1951 г. на сцене ГАТОБа поставили оперу Дж. Мейербера «Гугеноты» в оформлении В. Ходасевич, а в 1952 г. в Малом Академическом оперном театре балет «Сольвейг», в 1954 — во МХАТе пьесу В. С. Иванова «Ломоносов». Балет «Спартак» на музыку А. Хачатуряна в 1957 г. стал последней работой В. Ходасевич в театре. Она по праву называлась одним из лучших театральных художников Ленинграда.
С помощью значительных собраний ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и Санкт-Петербургского МТМИ, а также частных коллекций на выставке будут представлены 160 эскизов костюмов и декораций. К открытию будет выпущен полноценный научный каталог (Издательский Дом КомпьютерПресс).