Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Союз русских художников»
03.12.2003 - 28.12.2003

Союз русских художников


В декабре 1903 года группа московских художников (А.Архипов, Ап.Васнецов, М.Врубель, Н.Клодт, М.Нестеров, Л.Пастернак, В.Переплетчиков и др.), а также часть художников петербургского «Мира искусства»: И.Грабарь, Я.Ционглинский, В.Серов, В.Борисов-Мусатов открыли первую выставку вновь созданного объединения «Союз русских художников» в помещении Строгановского училища в Москве.


На пожелтевших страницах московских и петербургских газет, журналов этого периода история   жизни  «Союза». Первую выставку называли «гвоздем» художественного сезона 1903–1904 годов. Впервые зрители увидели в едином собрании фантастические работы М.Врубеля, традиционные полотна И.Остроухова, импрессионистические пейзажи Н.Тархова, историческую живопись Ап.Васнецова.


Затем выставки следовали ежегодно. Всего их было восемнадцать. На седьмом году существования «Союз» разделился на две группы, одна из которых (московская) оставила за собой название «Союз русских художников», а другая (петербургская) вновь стала носить имя «Мир искусства».


После ухода петербургской группы в «Союзе» осталось всего 17 человек (ровно столько, сколько их было при организации «Союза»). Очередная выставка открылась в декабре 1910 года на Большой Дмитровке. Участниками выставки стали академики В.Суриков и В.Васнецов. Успех превзошел все ожидания. Многие единодушно оценивали ее положительно. Подобный успех вероятнее всего связан с единством художественного мышления и прежних творческих принципов москвичей после раскола «Союза». В общем, наступает полоса всеобщего признания.


Все последующие выставки (1910–1914) воспринимаются как крупнейшие события художественной жизни. Художники «Союза» стали модными. Специальные комиссии Третьяковской галереи, музея императора Александра III, Румянцевского музея отбирают картины еще до открытия.


Стремясь к дальнейшему усилению авторитета объединения, в «Союз» принимают новых членов: Г.Бобровского, Н.Ульянова, М.Сарьяна, Д.Стеллецкого, А.Мурашко, Н.Крандиевскую.


На выставках СРХ экспонировали свои работы и будущие деятели авангардистского искусства  М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, А.Моргунов, А.Лентулов.
После Октябрьской революции, после пятилетнего перерыва, в декабре 1922 года открывается выставка СРХ. В экспозиции появилась живопись и скульптура новых авторов: О.Малютиной, Н.Андреева, В.Яковлева, В.Домогацкого. Приглашены были и именитые художники: А.Голубкина, М.Нестеров, В.Бакшеев. Однако эти действия не изменили характера творческой деятельности «Союза».


А в мае 1923  состоялась последняя, Весенняя выставка графики и этюдов: 80 лет назад была сделана последняя попытка воскресить историю, попытка еще раз доказать, что в 1903 году объединение большой группы московских и петербургских художников было правильным решением.


Это была еще одна попытка видоизменить художественный язык, раскрыть себя в ином измерении. А, может быть, протест против устаревших, застывших форм?
Все усилия оказались тщетными. Период «цветения» прошел. Союз русских художников закончил свое существование.

Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.
Открытие экспозиции «Союз русских художников», 2003 г.

Издания

Выставка графики, этюдов и скульптуры «Союза русских художников» (к 100-летию со дня образования объединения). Каталог выставки / Сост. Ю.М. Лоев, М.А. Боксер. М.: Элизиум: КомпьютерПресс, 2003. 80 с., ил....