Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932»
29.11.2012 - 27.12.2012

Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932


Б. Эрдман. Погонщик. Эскиз костюма к балету С.Н. Василенко "Иосиф Прекрасный". 1925. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
А. Петрицкий. Волейболисты 1929. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Г. Пожидаев. Три воина. Эскиз костюмов к неустановленному спектаклю. Середина 1920-х
Н. Сибирякова-Голейзовская. Эскиз костюма к «Восточному танцу» на музыку К.Сен-Санса. 1916. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
К. Голейзовский. Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на музыку Б. Бера. 1918
А. Родченко. Акробат (восточный мотив). Эскиз костюма к постановке "Шестая мира". 1931

Касьян Голейзовский (1892–1970) — одна из знаковых фигур русского балета ХХ века, талантливейший русский балетмейстер, подлинный новатор — всю жизнь боролся за обогащение, обновление танцевального языка. Наследник классической балетной традиции русской школы, он жил в «состоянии постоянной жажды открытий» и пришел к подлинно авангардной хореографии, требовавшей от художника нового языка и новых приемов для решения новых задач.

Выставка охватывает период с середины 1910-х до 1932 года. Это был значительный и плодотворный этап в жизни Голейзовского-балетмейстера. Ранний период его творчества пришелся на время становления и развития русского авангардного театра 1910–20-х годов, и в этот процесс К. Голейзовский внес важнейший вклад. Оформление сценического пространства и театральный костюм — часть пластической концепции Голейзовского. Сам одаренный художник, Голейзовский сотрудничал лишь с теми, кто был талантлив и отвечал его авангардным исканиям. Для этих художников недолгое время русского классического авангарда стало периодом высших достижений в театральном искусстве. На выставке будет представлено творчество одиннадцати художников: П. С. Галаджева, Дани, В. А. Ефимова, Н. А. Мусатова, А. Г. Петрицкого, Г. А. Пожидаева, А. М. Родченко, М. М. Сапегина, Н. И. Сибиряковой-Голейзовской, Б. Р. Эрдмана, С. И. Юткевича, а также произведения самого К. Я. Голейзовского.
  
За несколько лет балетмейстер прошел путь от кубистической стилизации в эскизах Г. Пожидаева для балета «Маска Красной смерти» (1919) к конструктивистскому оформлению танцевальных композиций первой половины 1920-х годов Б.Р. Эрдмана и А.Г. Петрицкого.
  
В постановках К. Голейзовского изменяется сам тип сцены балетного театра, впервые появляется декорация-конструкция. Он применяет конструктивистское оформление в балетах «Сарказмы» (1922), Б.Р. Эрдман и А.Г. Петрицкий  разрабатывают для него конструктивистские сценические декорации к балету «Фавн» (1922) и  «Смерть Изольды»(1924). Совершенным образцом конструктивистских изысканий Голейзовского  1920-х годов можно считать декорации Б.Р. Эрдмана к балету «Иосиф Прекрасный» (1925).
  
Среди художников, с которыми сотрудничал Голейзовский, — тонкий график П.С. Галаджев, В его эскизах кубизм и конструктивизм  воплотились в особо изящных и высокохудожественных формах. Н.А. Мусатов, в костюмах которого пластика обнаженного тела танцовщика не скрывалась от глаз зрителя, но подчеркивалась летящими, яркими элементами — лентами, тканями, что бесконечно разнообразило зрелище танца, дополняя движение и позы; Б.Р. Эрдман — самый изобретательный и концептуальный художественный соавтор Голейзовского, чьи лаконичные композиции, сделанные в конструктивистской стилистике и обогащенные выразительными деталями, тканями, материалами костюмы естественным образом становились не только украшением танца, но и его полноправным участником.
  
Каждого автора из тех, кто представлен в настоящем каталоге, исследователи называют в числе самых ярких представителей русского театрального авангарда.

Настоящая выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося русского балетмейстера, организована совместно с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, Музеем Государственного академического Большого театра России, Государственным центральным музеем кино, Российским Государственным архивом литературы и искусства и фондом «Сохранение творческого наследия Касьяна Голейзовского». Музеи и архив предоставили для выставки 68 произведений из своих собраний, всего же в состав выставки войдет более 200.

Выставка сопровождается объемным научным каталогом, в котором опубликованы 207 произведений (некоторые — впервые), приведены уточненные биографии художников и статьи известных специалистов Е. Я. Суриц и И. Н. Дуксиной, посвященные творчеству балетмейстера-новатора и сотрудничавших с ним художников. Кроме того, в каталоге впервые будет дана подробная иллюстрированная хроника событий творческой жизни К. Голейзовского с 1909 по 1932 год. Хроника, ставшая результатом кропотливой исследовательской работы, составлена на основе архивных документов и научных публикаций признанных специалистов, в ней систематизирован массив сведений о богатой и разнообразной творческой деятельности балетмейстера и участии в ней художников театра. Хроника, статьи и биографии сопровождаются иллюстрациями из журналов 1910–20-х годов, редкими фотографиями из частных и государственных архивов.

Каталог снабжен справочным аппаратом, в том числе аннотированным именным указателем, призванным дополнить представление читателя о времени и интересах К. Голейзовского и художников его круга.

Выставкой «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932» галерея «Элизиум» отмечет 15-летие со дня своего основания.
 

Открытие экспозиции «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», 2012 г.
Открытие экспозиции «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», 2012 г.
Открытие экспозиции «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», 2012 г.
Открытие экспозиции «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», 2012 г.
Открытие экспозиции «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932», 2012 г.

Издания

Художники театра Касьяна Голейзовского 1918-1932. К 120-летию со дня рождения Касьяна Голейзовского. Каталог выставки / Сост. М.Л. Молчанова, Т.Н. Михиенко. М.: Элизиум. 2012, 312 с.: ил....