Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)»
21.04.2010 - 26.05.2010

«И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)


В.Сетрлигов. Автопортрет. 1940-е
В.Сетрлигов. Портрет. Конец 1960-х - начало 1970-х
В.Сетрлигов. Город. 1969
В.Сетрлигов. Окружающая геометрия. 1973

Галерея «Элизиум» представляет одного из самых интересных творцов второй половины XX века Владимира Васильевича Стерлигова (1904–1973) — художника, творчество которого до сих пор несправедливо недооценено. Это первая персональная выставка В. В. Стерлигова в Москве, она охватывает творчество художника от конца 1940-х до начала 1970-х годов. Выставка сопровождается богато иллюстрированным научным каталогом, включающим 204 работы художника, из которых более 100 публикуются впервые. В каталоге представлены письма Стерлигова разных лет, проиллюстрированные рисунками художника.

Пластический мир Стерлигова, по словам Е. Ковтуна, «парадоксальный в своих неожиданных сопоставлениях и связях», мир, в котором «царствовал алогизм», напрямую связан с манифестом алогизма К. Малевича в его «Корове и скрипке» (1913) и со строками наиболее близкого Стерлигову по духу обэриута А. Введенского «…На обоях человек, а на блюдечке четверг…», или «…В кипятке была зима, в ручейке была тюрьма…», или «…Нам непонятное приятно, / необъяснимое нам друг, / мы видим лес, шагающий обратно, / стоит вчера сегодняшнего дня вокруг…» Сам Стерлигов объяснял существо алогизма таким примером: «Корова шла по лугу, опустила голову в траву и рассмеялась».

Творчество В. В. Стерлигова имеет прямое отношение к философской и поэтической системе ОБЭРИУ и непосредственно связано с концепциями развития пластической формы К. С. Малевича и М. В. Матюшина.

Обэриуты отчетливо сознавали, что «…разум не понимает мира…», в котором живет его обладатель: по-видимому, мир устроен иначе, чем мы предполагаем, опираясь на наши взгляды об окружающем пространстве. Существует не только «мир», но и «антимир», «при этом антимир — живой участник художественного произведения». Человек непрерывно встречается с антимиром, и, как писал Стерлигов, «…человек не может быть неподвижным, и, шагая по этой непрерывной встрече, он преодолевает ее и, потрясенный, находит новое изменение всегда одного и того же мира (неведомые ранее тайны мира), сейчас же находя и соответствующие формы выражения…». Может быть, мы живем в «анти»-мире, полагал он, принимая его за настоящий «мир»? А может быть, кажущийся абсурд другого мира и есть настоящая гармония. 

Принимая основные положения обэриутов, но будучи при этом учеником Малевича и последователем основателя органического направления Матюшина, Стерлигов создал оригинальную пластическую систему, развивающую идеи классического русского авангарда. Он считал, что если у Малевича супрематическая прямая преобразовывала структуры кубизма в беспредметные геометрические построения, то им самим раскрыта другая составляющая кубизма — кривая. «…Эта формообразующая кривая, которая в сферическом пространстве образует Купол и Чашу — своеобразную форму «упаковки» мира… Вселенная воспринимается как единый организм, основой которого является чашно-купольная криволинейная структура...» (А. Повелихина).

Практически во всех работах 1960–70-х годов Стерлигов стремился преодолеть антимонию предмета и беспредметности. Его произведения, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения — в цвете и форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Этот тезис полностью совпадает с представлением Матюшина об «органической» пластике, в которой «…целое является не суммой частей, а своеобразным единством закономерно изменившихся частей. Предметы становятся «беспредметными» только по сравнению со старым, устоявшимся видением, ни в коем случае не абстрактными…» (А. Повелихина ). Таким образом, Стерлигов утверждал, что все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу и что «мы живем в куполе».

В произведениях Стерлигова множество миров сосуществуют рядом друг с другом и образуют разнопространствие. Миры могут взаимопроникать друг в друга, и начинается «бесчисленное количество цвета и миров» — разных, но обладающих общими свойствами.
В конце необходимо отметить, что художественный мир В. В. Стерлигова неотделим от его духовного мира и христианской веры. Кривая у Стерлигова не только изобразительный элемент, адекватный строению мира, — кривая освящена: она является нравственной и религиозной ценностью. Стерлигов возвещает о «новом духовном оружии», о новом чашно-купольном бытии. Для него христианские ценности — высота, которой измеряет себя искусство. «…Первейшее, главное в искусстве — его сила. Не образ, не слово, не чувства, не ощущение, не предмет, не абстракция, не беспредметность. Главное в искусстве — присутствие в нем силы. Сила — Божественна» (В. Стерлигов).

Трудно схематизировать и логично описать закономерности творчества художника, который, пройдя лагеря, фронт, ленинградскую блокаду, остался художником культуры 1920-х годов и вел постоянную принципиальную войну с логикой и догмой во всех их проявлениях — как в творчестве, так и в жизни. Оценить художественный мир мастера — одного из самых интересных творцов второй половины ХХ века, не поняв философские основы его искусства, — невозможно. Мы надеемся, что настоящая выставка и ее каталог помогут зрителям узнать и по достоинству оценить его творчество.
 

Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.
Открытие экспозиции ««И после квадрата я поставил чашу…». Владимир Стерлигов (1904–1973)», 2010 г.

Издания

«И после квадрата я поставил чашу». Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973). Каталог. Статьи. Письма. М.: Элизиум, 2010. 336 с.: ил....