Деятельность «Общества станковистов», организованного в Москве в 1925 году, стала одним из самых ярких явлений художественной жизни 1920-1930-х годов. ОCТ был создан молодыми художниками-выпускниками Вхутемаса, объединившимися под лозунгом борьбы за новую реалистическую форму, за создание современной станковой картины, современного станкового, самоценного произведения. Традиционно принято считать, что стилистика ОСТа основана на принципах искусства графики. Однако, несмотря на это графическое творчество остовцев никогда прежде не становилось предметом самостоятельного выставочного проекта. На четырех выставках, организованных Обществом в 1925, 1926, 1927 и 1928 годах, живопись, театральные работы, станковая и производственная графика экспонировались в общем выставочном пространстве. Выставок, которые ставили бы своей целью показ графики ОСТа не было и в последующие годы. Настоящая выставка является первым опытом такого рода, первой попыткой представить цельный образ графического наследия Общества станковистов во всем многообразии стилевых тенденций и творческих индивидуальностей.
Выставку отличает широкий диапазон представленного материала, она включает в себя станковую графику, книжные иллюстрации, журнальные рисунки и театральные работы из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного театрального музея им. Бахрушина, РГАЛИ и частных коллекций. В ее состав вошли 242 произведения (в том числе 10 книг), значительная их часть экспонируется впервые. Это относится не только к работам, принадлежащим семьям художников и частным коллекционерам, но и к произведениям из государственных музейных и архивных собраний. Многие из них станут для зрителей настоящим открытием.
Выставку сопровождает богато иллюстрированный каталог, содержащий биографии 39 художников, которые были членами и экспонентами ОСТа и отколовшейся от него в 1931 году «Изобригады». В биографиях подробно освещен остовский период каждого из художников, уточнены многие факты их творческого пути, ряд ценных сведений публикуется впервые. Это тем более интересно, что в ОСТе состояли не только прославленные мастера (Д.П.Штеренберг, Ю.П.Анненков, А.А.Дейнека, П.В.Вильямс, Ю.И.Пименов, А.А,Лабас и др.), но и художники, чьи имена до сих по еще недостаточно хорошо известны широкому зрителю (Г.С.Берендгоф, М.Е.Горшман, М.В.Доброковский, Б.П.Булгаков, В.А.Васильев, И.В.Ивановский, М.С.Гранавцева и др.).
Помимо экспонатов каталог выставки включает в себя более 100 иллюстраций, помогающих уяснить основные тенденции развития графического творчества остовцев. Это и книжная графика художников ОСТа, и воспроизведения их работ в периодической печати1920-1930-х годов. Некоторые из опубликованных в каталоге материалов, в том числе и иллюстративных, могут послужить исходным пунктом для дальнейших искусствоведческих исследований.
Выставочные акции остовцев вызывали активные отклики и бурную полемику в прессе конца 1920-х-начала 1930-х годов. Выдержки из художественной критики тех лет, включенные в каталог и проиллюстрированные документальными журнальными фотографиями, обладая ценностью первоисточника, отражает бурную, сложную и противоречивую художественную жизнь своего времени, дают возможность почувствовать дыхание эпохи, накал художественной борьбы, разноголосицу мнений.
Каталог также включает в себя хронику событий художественной жизни Москвы 1922-1932 годов, связанных с деятельностью Общества.
Как известно, ОСТ родился в недрах Вхутемаса, в его учебных мастерских и в Музее живописной культуры Среди учредителей общества были как молодые художники - П.В.Вильямс, К.А.Вялов, А.А.Дейнека, Н.Ф.Денисовский, А.А.Лабас, Ю.И.Пименов и др., так и уже сложившиеся мастера - Ю.П.Анненков и Д.П.Штеренберг.. Основной в ОСТе была стилистика, соединявшая строгую, близкую конструктивизму форму с элементами, ведущими свое происхождение от модерна, с добавкой впечатлений от немецкого экспрессионизма, что же касается многочисленных театральных работ остовцев, то в них также весьма четко прослеживается близость к конструктивизму. Программой ОСТа было изображение современности современными средствами. Этой цели соответствовали основные выразительные приемы. В рисунках в энергичной монтажной манере с контрастами черного и белого, острыми силуэтами форм и цветовых пятен, с динамичными, диагональными композициями и резкими ракурсами с пафосом воплощались сцены труда, спорта, политических праздников и с не меньшим напором сатирически отображались сцены уродливого быта. В Обществе существовало несколько стилистических вариантов, несколько канонов, одни и те же художники по-разному работали в разных жанрах. Кроме бодрых или сурово-боевых интонаций в работах остовцев было много нежных лирических мотивов, порою грустных нот или даже открыто трагического звучания и резкого экспрессионизма выражения. Кроме «классической» остовской графики: плаката, книжных иллюстраций, журнальных рисунков, театральных эскизов, построенной на контрастах черного-белого, четких силуэтах, энергичных, выразительных линиях (как пример можно назвать работы М.В.Доброковского, В.И.Люшина, А.А.Дейнеки и др.), была и другая «графичность» ОСТа: акварельная легкость А.А.Лабаса, А.Г.Тышлера,Н.Н.Купреянова, В.С.Алфеевского, Т.А.Лебедевой и др. Более того, именно в кругу художников ОСТа встречаем мы и редкие для русского искусства произведения сюрреалистического плана (работы А.Г.Тышлера или С.Б.Никритина). Точность наблюдений местечкового быта передана острым гротеском в сериях литографий М.Е.Горшмана, городские мотивы живо схвачены в перовых рисунках Т.А.Лебедевой, В.И.Люшина. А оформление детских книг, созданных Н.Ф.Денисовским, К.А.Козловой, Е.С.Зерновой, М.Л.Гуревичем, Ф.Ф.Кондратовым, М.С.Гранавцевой радует наивной свежестью, ясностью образов и порой весьма изысканным мастерством.
В декларациях общества и в отзывах критики звучали слова о современности тем и языка, о реализме, урбанизме и т.п., однако настоящая выставка показывает, что в реальности произведения художников круга ОСТ много шире и по стилистике и по эмоциональному диапазону восприятия мира.