Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «МУЗЕЙ НЕАКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ЧАСТЬ I. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА 1900-х-1940-х»
02.11.2000 - 20.11.2000

МУЗЕЙ НЕАКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ЧАСТЬ I. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА 1900-х-1940-х


Совместный проект галереи "Элизиум", галереи "Ковчег" и Московского центра искусств

...Если правду говорят о том, что где-то есть искусство актуальное, существенное для настоящего момента (определение из словаря Ожегова), то, видимо, встречается и полная его противоположность — станковое искусство, утверждающее вневременные, универсальные эстетические, да и вообще человеческие, ценности.

В разные десятилетия уходящего XX века «актуальность» в российской художественной культуре трактовалась по-разному, но всегда как-то так получалось, что в роли самых несвоевременных живописцев и графиков оказывались именно те художники, кто, оставаясь в стороне от пресловутого социального заказа или просто главенствующих в искусстве тенденций и глобальных стратегий, честно и высокопрофессионально работали в наиболее соразмерных зрителю камерных жанрах пейзажа, портрета или натюрморта. Стремление обойти тематику «героических будней», «освобожденного труда в молодой советской республике», сосредоточение на созвучных времени сугубо пластических поисках еще при жизни несправедливо отодвинуло большинство таких авторов на периферию общественного сознания.

Мы уже давно привыкли к тому, что каждое десятилетие завершающегося столетия для нас символизируют пять — десять имен художников. Десятые годы — Ларионов, Судейкин и Машков, двадцатые — Дейнека и Лебедев, тридцатые — Софронова или Древин... За каноническими фамилиями встает образ прошедшего времени. Но подлинный потрет любой эпохи недостоверен и без искусства неангажированных художников «второго ряда», стремившихся следовать природе художественного творчества и собственной честности. Желание восстановить справедливость по отношению к наследию таких авторов и привело к работе над нынешним выставочным проектом. Присутствие же на выставке нескольких более-менее громких имен оправдано тем, что эти художники показаны с неожиданной стороны — теми произведениями, которые редко встретишь в монографиях и представительных ретроспективах.

Экспозиция «Музея неактуального искусства» — результат совместной работы Московского центра искусств, галерей «Ковчег» и «Элизиум». Это не заговор консерваторов, не попытка кураторов- ревизионистов пересмотреть историю отечественной визуальной культуры. Такое соединение творческих усилий тех, кто сегодня работает «на одном поле», представляется создателям «Музея» закономерным и даже неизбежным. Безусловно, настоящая «музейная» экспозиция — как и любая другая — не может исчерпать всего многообразия произведений, хранящихся в семейных архивах художников или в частных собраниях, это всего лишь одна из возможных версий. Перед зрителями попытка дополнить привычную картину отечественного искусства XX века.

Издания

Музей неактуального искусства. Живопись и графика 1900-х — 1940-х годов. Часть I. Каталог выставки. М.: КомпьютерПресс, 2001...