19 апреля 2000 года впервые открывается персональная выставка скульптора и живописца П. Бромирского. После многолетнего забвения это первая «памятка» о творческой судьбе замечательного художника. К сегодняшнему дню существует около 180 произведений П. Бромирского. 33 графических листа в ГТГ, 3 скульптуры и 38 листов графики в ГРМ, 1 скульптура и 2 листа графики в музее Абрамцево, 11 листов в собрании Ф. Усольцева, остальные в частных собраниях. Мы надеемся собрать все это наследие в стенах галереи и дать возможность увидеть художественный облик П. И. Бромирского.
Нет ни креста, ни самой могилы, куда могли бы прийти поклониться любящие, близкие и далекие. По бесчеловечной традиции, ознаменовавшей историю России в ХХ веке, П. Бромирскому было отказано в последнем символе пребывания на земле. Безвестно захороненный то ли в конце 1919, то ли в начале 1920 года, он разделил участь миллионов соотечественников, среди которых люди, составившие цвет нации — Н. Гумилев, К. Малевич, П. Флоренский, В. Мейерхольд и др. Весь творческий путь П. Бромирского уложился в 15 лет. Начался он в 1904 году — именно к этому году относится наиболее раннее свидетельство о существовании художника. Свидетельство знаковое: П. Бромирского нарисовал М. Врубель (рисунок находится в ГРМ). Родился П. И. Бромирский на Украине. С 10 лет учился во Владимирско-Волынском училище. Нет никаких свидетельств как и когда попал он в Москву. Судьба свела его с семьей доктора Ф. Усольцева (известного московского психиатра), где и произошла встреча с М. Врубелем. Учиться в профессиональной школе П. Бромирский начал в 1906 году, поступив в головной класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которым руководили в то время П. Трубецкой и С. Волнухин. В 1905 году он уже дебютировал на выставках Москвы и состоял членом художественной коллегии журнала «Искусство». Отношение М. Врубеля стало отличной рекомендацией П. Бромирскому для С. И. Мамонтова. Он пригласил девятнадцатилетнего художника мастером-лепщиком в керамические мастерские завода «Абрамцево» у Бутырской заставы. На ХII выставке Московского товарищества художников появились его первые работы в жанре мелкой пластики. С группой своих единомышленников (П. Кузнецов, П. Уткин, А. Матвеев) принимал участие в знаменитой «Голубой розе» (Скульптура «Сон», «Леда», «Девушка с ребенком»). В 1910 году С. И. Мамонтов взял с собой Петра Игнатьевича в путешествие по Италии. Увиденное великое наследие родины знатнейших художеств оставило глубокий след в творчестве Бромирского. Однако итальянский праздник в жизни художника был прерван внезапно — в Петербурге умер боготворимый им учитель. Снятие посмертной маски стало его последним служением М. Врубелю. Результат поездки в Италию — серия «Евангельских сюжетов», составившая оригинальную часть его художественного наследия («Рождество Христово», «Поклонение Волхвов», «Моление о чаше» и др.). В 1917 году П. Бромирский был приглашен преподавать во II Государственные Свободные художественные мастерские. Между членами Московского профессионального союза художников-скульпторов, куда входил П. Бромирский, были распределены заказы на памятники великим людям по плану монументальной пропаганды. Так возник в жизни молодого мастера проект памятника В. Сурикову, который представлял собой фигуру Ангела из выгнутых, по форме выколоченных листов оцинкованного железа. Железный Ангел не сохранился, но ряд косвенных свидетельств указывал на то, что он был готов к установке. Мистические явления в судьбе П. Бромирского не закончились с его земным существованием. Он вошел полноправным членом в художественное общество «Маковец», созданное в 1922 году. Духовный потенциал его искусства нашел продолжателей, в первую очередь в лице художника В. Чекрыгина. П. И. Бромирский ушел из жизни в возрасте 33 лет. Но он как бы действительно не умер, а растворился. Душа ушла, не оставив нигде тела. Промаялся, истаял. Смерть была будничной и оттого еще более чудовищной: обыденность, привычность — признак варварства государства. Его работы — единственное потомство.