Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983»
06.03.2023 - 01.04.2023

Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983


Этапы творческого пути

1918–1922: учеба в Академии художеств. От своих учителей О. Э. Браза и Д. Н. Кардовского — учеников И.Е. Репина — Сергей Иванов унаследовал лучшие традиции реалистической школы живописи. Графических работ этого периода почти не сохранилось, но живописные картины времени окончания Академии, которые совсем недавно стали известны специалистам, говорят о его безусловной одарённости, творческой пытливости, оригинальности в выборе сюжетов, склонности к аллегории, театральности. С очевидностью можно сказать, что его творчество питали идеалы Античности, эпохи Возрождения и впечатление западного искусства XVII — XIX веков.

Важным этапом в его творческой биографии стала большая дипломная работа «Ведьмы», которая чудесным образом сохранилась и находится в собрании ГТГ. Картина представляет собой многофигурную аллегорическую композицию: мертвая обнаженная девушка и пять старух на фоне условного городского пейзажа. К этой работе художником было сделано несколько полноценных этюдов большого формата, которые сами по себе представляют отдельные произведения: «Мертвая девушка» в собрании ГТГ, «Разговор», «Старухи на скамье».

К произведениям этого же времени относятся портреты: «Дама в боа», «Мужчина с тростью» (ГТГ), «Портрет жены»; аллегорические картины «Странник с посохом», «Юродивая», «Георгий со Змием», неоконченное полотно «Обнаженная».

Большая серия — триста рисунков из поездки в Поволжье с зарисовками трагедии голода начала 1920-х годов — завершает ранний период его творчества.

В 1928–1929 годах впервые экспонировал один из своих портретов («Женщина со скрипкой») в Салоне Тюильри.

1930–50-е годы — парижский период, время наибольшей творческой активности и признания его таланта. Исполнил и успешно экспонировал портреты многих известнейших личностей того времени. Среди моделей — танцовщик Серж Лифарь, балерина Иветт Шовире, художница Зинаида Серебрякова, композитор Артюр Онеггер, актриса Эдвиж Фёйер, великий князь Владимир Кириллович Романов, поэт и философ Вячеслав Иванов, писатель Поль Валери, модельер Жак Фат, Джефферсон Кэфри и другие. В это же время создал портреты высших иерархов католической церкви, включая папу Пия XI.

Один из самых значимых портретов этого времени — «Портрет А. Н. Бенуа», написанный в 1944 году и сегодня хранящийся в собрании Государственного Русского музея. Иванов работал над ним в оккупированном Париже, в затемненной и неотапливаемой мастерской А. Б. Серебрякова, племянника А. Н. Бенуа. Автор исключительно точен не только в деталях интерьера и внешнего облика пожилого художника (от холода Бенуа не снимал пальто даже за работой), но в передаче его внутреннего состояния: суровой сдержанности чувств одновременно с огромной внутренней силой.

Останавливали на себе внимание Иванова не только знаменитые модели, но и живые впечатления, жанровые персонажи: «Нищий со скрипкой», «Фокусник», «Швея», «Цветочница»; в этих картинах особенно заметно его мастерство в передаче жеста, движения и позы.

Рядом с произведениями, основанными на традициях старых мастеров, в творческом наследии Иванова парижского периода стоят работы, исполненные на пленэре, такие как серия из 40 рисунков, выполненных в 1947 в Ботаническом саду Рио-де-Жанейро.

В 1950–60-е продолжил писать портреты. Среди них «Портрет Элеоноры Рузвельт» (жены президента США), Великой княгини Елены Романовой с дочерью (1952–1953), ряд портретов жены, Симон Жантиль. На выставке в Стенфорде выставил 24 пейзажа. В Нью-Йорке создал серию женских портретов в интерьере.

Художника на протяжении всей жизни привлекала пластика обнажённого женского тела. Его кисти принадлежит множество образов, пленяющих физическим и телесным совершенством.

Вся творческая биография художника окрашена мистическими настроениями и интересом к аллегорическим сюжетам. Но в конце 1950-х и в 1960-е годы персонажами его живописных фантасмагорий часто становятся рыцари, ведьмы... Он будто возвращается к теме, некогда заявленной в выпускной работе в Академии, совершенно иным живописным языком трактуя фантастические сюжеты.

Особая область творчества художника — натюрморты, высокое мастерство почти иллюзорной передачи реальности. Они несут отпечаток впечатлений от произведений старых мастеров. Четкий контурный рисунок, ясно выраженная «скульптурность» объемов и приглушенная цветовая гамма в сочетании с аллегорическими названиями — все это создает впечатление «патины времени» и одновременно относит натюрморты Иванова к образцам модернизма. 1960-е в творчестве художника отмечены целым рядом натюрмортов-аллегорий с характерным черным фоном или серой драпировкой.

Среди рисунков этого времени выделяется созданный в 1960 году портрет Наталии Гончаровой  — трогательный образ пожилой художницы. Художник цветом несколько выделяет кисти рук на ее коленях, легкая подсветка акварелью дает ощущение a la prima, сиюминутности исполнения портрета. Словно завершает портрет надпись самой Гончаровой: «Это я очень похожая старушня… 76 лет».

В 1964–1965 годах под впечатлением музыки Баха было написано огромное, четырехметровое полотно «Угрозы», где также угадывается античный мотив. Нужно отметить, что прекрасное знание пластической анатомии и острая зрительная память позволяли художнику точно передавать человеческое тело в любых ракурсах. Полотно удостоилось высокой награды «Салона независимых» и считается кульминацией творчества художника.

Персонажи его картин подчас взяты из античной мифологии или библейских сказаний. Среди них — Андромеда у скалы, Геракл, раздвигающий скалы, Юдифь, Психея… На Осеннем салоне 1973 года Иванов выставил последнее большое полотно этого цикла — «Прометей».

В 1974 году было создано 35 живописных полотен на тему «Художник и модель».

Творческая манера Сержа Иванова очевидно эклектична. Классические реалистические традиции, безусловно лежащие в ее основе, позволяли ему любые эксперименты и органично сосуществовали с любыми отступлениями от канона — от утонченной передачи осязаемой реальности до метафизической игры воображения.

Долгие годы Серж Иванов мечтал устроить выставку в России, но мечте этой суждено было осуществиться лишь сегодня, через 40 лет после смерти мастера.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Открытие экспозиции «Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983», 2023 г.
Открытие экспозиции «Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983», 2023 г.
Открытие экспозиции «Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983», 2023 г.