Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович»
26.01.2021 - 28.03.2021

Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович


И. Рабинович. Саломея. Эскиз костюма к постановке «Саломея» О.Уайльда. 1919. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
И. Рабинович. Панталоне. Эскиз костюма к опере «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева. 1927.  Музей музыка
И. Рабинович. Испанки. Эскиз костюмов с мизансценой к опере «Карменсита и солдат» Ж.Бизе. 1924
И. Рабинович. Испанки. Эскиз костюмов с мизансценой к опере «Карменсита и солдат» Ж.Бизе. 1924
И. Рабинович. Эскиз грима к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. 1933. Музей Большого театра
И. Рабинович. Эскиз грима к опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. 1933. Музей Большого театра
И. Рабинович. Эскиз костюмов к комедии «Лизистрата» Аристофана. 1923. Музей музыка
И. Рабинович. Макет к комедии «Лизистрата» Аристофана. 1923

Галерея «Элизиум» представляет выставку «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», приуроченную к юбилейной дате — 125-летию со дня рождения выдающегося мастера, одного из создателей русского театрального авангарда ХХ века, Исаака Моисеевича Рабиновича.
 
Экспозиция выставки охватывает творчество художника 1910–30-х годов. Ставшие уже хрестоматийными произведения этих лет отражают поиск и утверждение собственного оригинального художественного языка. Архитектурные принципы построения сценического пространства, введенные Рабиновичем, оказывали влияние на творческие поиски художников оперного и драматического театра на протяжении всего ХХ века.
 
Рабинович начал работать в эпоху русского авангарда 1910-х годов, что в значительной степени повлияло на формирование его взглядов. Художники и режиссеры творили новое революционное искусство, и Рабинович смело вошел в этот мир. Ученик Александры Экстер, он был знаком с открытиями русских кубофутуристов и с новой западной живописью. Первую известность ему принесли спектакли, поставленные совместно с К. Марджановым, среди которых самый яркий — «Фуэнте Овехуна». Это было зрелище ослепительных красок, контрастных противопоставлений, в нем была злободневность и выразительность плаката. «После этого спектакля, — вспоминал Вс. Вишневский, — мы шли окрыленные на фронт».
 
В экспозиции выставки представлены редкие эскизы Рабиновича к его ранним постановкам. Костюмы, построенные на принципах кубизма, были явно сделаны под обаянием искусства Экстер. Художник смело экспериментирует, сочетая в костюмах плоскости и объемы, создавая контрасты цвета и фактур.
 
Исаак Рабинович сотрудничал с Московским государственным еврейским театром ГОСЕТ. Яркий темперамент художника проявился в постановке драмы «Бог мести» Шолома Аша (1921, режиссер А. Грановский). Угловатые кубообразные формы предметов интерьера, мрачный колорит, тусклое освещение усиливали атмосферу таинственности. В «Колдунье» Гольдфадена (1922, режиссер А. Грановский) реальность и вымысел слились воедино. В декорациях сквозь условность конструкции проглядывает конкретность реального прототипа. Такое своеобразие художественного языка А. Эфрос охарактеризовал как «живой конструктивизм».
 
Работая с великими режиссерами К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко, Е. Б. Вахтанговым, Исаак Рабинович ярко и талантливо проявил себя как в драматических, так и в оперных постановках. Он внес новаторские идеи в оформление спектаклей на сценах академических театров: Большого театра, музыкального театра Немировича-Данченко и др. Его работы заслужили высокую оценку крупнейших иностранных режиссеров-реформаторов, таких как Андре Антуан, Гордон Крэг и Макс Рейнгардт …
 
Для постановки «Лизистрата» (1923) Рабинович создал конструктивистские декорации, превратив сценическое пространство в активно действующую среду. Художник запечатлел на сцене образ Эллады — яркий, полный жизни, страсти и света. Декорация видоизменялась на глазах зрителей. Ярко-синий фон, белые колонны, желто-оранжевые и огненно-красные костюмы бросали вызов конструктивистской аскетичности и монохромности. Придя на выставку в галерею «Элизиум», зритель сможет убедиться в этом и ощутить атмосферу Древней Греции, оказавшись как бы внутри декорации легендарного спектакля.
 
В оформлении «Карменситы и солдата» (1924), очередной совместной работе Вл. Немировича-Данченко и Рабиновича, сочетаются кубистическая и конструктивная стилистика, а сама архитектурно-пластическая установка напоминает арену для боя быков. Художник мастерски использует цвет, а особенно свет, который оживляет и усиливает эмоциональное воздействие спектакля. Палитра красок отсылает нас к полотнам великих испанских живописцев.
 
В 1930-е годы Рабинович создал превосходные эскизы декораций и костюмов для столичных театров. К наиболее ярким постановкам относятся оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Гугеноты» Д. Мейербера для Большого театра.
 
Персональная выставка Исаака Рабиновича в галерее «Элизиум» демонстрирует своеобразие и масштаб творческого дарования художника. Впервые зрители смогут увидеть серии эскизов костюмов к постановке «Тилль Уленшпигель» (1931), эффектно раскрывающие творческие поиски художника, а также разработки эскизов грима к «Евгению Онегину» (1933) и «Гугенотам» (1934), яркими и смелыми штрихами рисующие образ каждого героя.
 
Работы для выставки предоставили: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Российский национальный музей музыки, музей Московского художественного академического театра, Государственный академический Большого театр, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
 

Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.
Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.
Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.
Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.
Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.
Открытие экспозиции «Памятники театрального авангарда. Исаак Рабинович», 2021 г.