Меню
Закрыть меню
Иллюстрация к выставке «Азбучная истина»
08.12.2006 - 28.12.2006

Азбучная истина


М. Добужинский. Азбука "Мира искусства". Буква "Д — Добужинский". 1911
А. Бенуа. Азбука в картинках. Буква "У — Улица, Ураган". 1904
К. Зданевич. Плакат «Браво», выполненный к вечеру, посвященному А. Е. Крученых. 1910-е
А. Крученых. К. Зданевичу. Конец 1910-х

Галерея «Элизиум» продолжает десятилетнюю традицию некоммерческих проектов. Выставка «Азбучная истина» — это визуальный рассказ о том, что просто и известно всем. Экспозиция включает в себя свыше трехсот графических листов, семь объектов и бо-лее десяти изданий, которые воссоединяются в едином вернисажном пространстве. Это кру-то несовместные, рвущиеся в разные стороны художественные персоны: Е. Бем и П. Миту-рич, А. Бенуа и Д. Митрохин, Г. Нарбут и С. Чехонин, В. Ватагин и В. Ермолаева, М. Добу-жинский и В. Маяковский, В. Фаворский и Т. Маврина, Д. Какабадзе и Н. Чернышев.

Очевидны трудности собирания самого материала, который долгое время не был предметом специального художественного интереса. Хронологические рамки охватывают почти полвека. От Елизаветы Бем до Татьяны Мавриной — целая эпоха русской книжной культуры, у истоков которой стоит знаменитая «Азбука в картинах» А. Бенуа (1904). Чаще всего такого рода книги посвящались детям, тем самым приобщая их к общему делу. Это создавало ситуацию игры, книжного театра, героями которого выступал сам автор и художники. Для художников «Мира искусства» эта деятельность входила в общую кон-цепцию русского символизма. В истории книжной графики оставили свой след разные художественные искания. В рамках футуристических опытов работал последователь Велемира Хлебникова Петр Митурич, ученица К. Малевича Вера Ермолаева, художники К. Зданевич, Д. Какабадзе, П. Филонов и многие другие, работы которых становились образцами новых экспериментов в искусстве. На опыт футуристических исканий опирался В. Лебедев, глава ленинградской школы детской книги, из которой вышли В. Конашевич, Е. Чарушин, Ю. Васнецов. Кроме этих широко известных мастеров в эти годы (1920-1930) работали менее известные или совсем неизвестные (Е. Эвенбах, А. Платунова, Н. Ушакова), но которые обладали «высокой культурой руки и глаза». Каждая эпоха оставила свой след, представляла свой набор реалий из современной ей жизни, отражала свое время, стиснутое жесткими идейными установка-ми. Нельзя не вспомнить, что были репрессированы и погибли в заключении Д. Хармс, А. Введенский, В. Ермолаева, что оказались в эмиграции А. Бенуа, М. Добужинский, С. Чехонин. Но все они выступали за то, чтобы магия буквы и слова и магия изображения существовали в нерасчлененном виде. Это был путь создания нового графического языка с его поисками первооснов слова и изображения. Выставка «Азбучная истина» подготовлена при участии Государственного Русского музея, Музея имени Маяковского и коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга. Известный писатель и сценарист Л. С. Петрушевская расскажет о своей вновь изобретен-ной азбуке «Николаица» и о «Приключениях буквы «А».

Т. Маврина. Буквица "Ж". 1950-е
Т. Маврина. Буквица "Ш". 1950-е
П. Митурич. Пространственная азбука. 1918
П. Митурич. Композиция № 44
Д. Моор. Антирелигиозная азбука. Буква "Р - Разоблачение". Конец 1920-х - начало 1930-х
Г. Нарбут. Инициал "Ж". 1916
А. Платунова. Буква "З - Знамя". Азбука. 1926
В. Фаворский. Инициал "С" к повести "Иван Федорович Шпонька и и его тетушка" Н.В.Гоголя. 1931

Издания

Азбучная истина. Азбука, буквицы, инициалы в русском искусстве первой половины ХХ века: каталог выставки. М.: Галерея Элизиум, 2006. 124 с., ил....